Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена научным интересом к речевому развитию учащихся: на этапе получения основного общего образования они должны научиться четко и лаконично выражать свою мысль, создавать тексты, устанавливать и поддерживать продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогами. Такая компетенция предполагает, что школьник обладает достаточным уровнем словарного запаса. Вместе с тем, как показывает анализ учебно-методических пособий, диссертационных исследований, публикаций в специализированных изданиях, учащиеся допускают множество ошибок, к числу которых относится употребление антонимов.
В научно-методической литературе освещены различные классификации речевых ошибок (Г.А. Анисимов, А.В. Баринова, Л.О. Бутакова, В.И. Капинос, М.Р. Львов, В.Е. Мамушин, Л.С. Потапова О.В. Рисс, Ю.А. Рыженко, Н.Е. Сулименко, Ю.В. Фоменко, П.Г. Черемисин, С.Н. Цейтлин и др.). Выразительные и риторические возможности антонимов изучали различные ученые: Л.В. Балахонская, Е.Н. Ельцова, Е.С. Корюкина, Е.В. Метлякова, Е.Н. Миллер, В.П. Москвин, В.А. Сазонова и др. При обилии работ, посвященных искомой теме, до сих пор остается неразрешенным вопрос учебных ошибок. Отсюда возникает проблема: как организовать эффективную работу по предупреждению ошибок в употреблении антонимов. Решение проблемы актуализирует настоящее исследование.
Объект исследования – типология ошибок в употреблении антонимов учащимися. Предмет исследования – использование заданий по русскому языку по предупреждению ошибок в употреблении антонимов учащимся.
Гипотеза исследования – использование заданий по русскому языку по предупреждению ошибок в употреблении антонимов учащимися будет эффективным, если содержание заданий включает:
продуцирование текста или его фрагментов,
выбор оправданного варианта высказывания в зависимости от условий и задач речевой деятельности,
выявление роли изучаемой лексики (антонимов) в высказываниях.
Цель исследования – описать систему работы с использованием заданий по русскому языку по предупреждению ошибок в употреблении антонимов учащимися. Выдвинутая гипотеза и сформулированная цель позволили обозначить следующие задачи:
1) доказать, что ошибка учащегося является важной педагогической проблемой;
2) выявить причины и типологию ошибок в употреблении антонимов учащимися, обозначить методические пути по их предупреждению;
3) представить опыт проведения работы по предупреждению ошибок в употреблении антонимов с использованием заданий по русскому языку.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (формирующий педагогический эксперимент).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что подобранный в нем и систематизированный материал может быть использован для составления методических рекомендаций по предупреждению ошибок в употреблении антонимов школьниками. Содержание методических рекомендаций может стать полезным студентам при прохождении производственной практики в школе.
Практическая значимость исследования заключается в описании заданий по предупреждению ошибок в употреблении антонимов школьниками. Содержание заданий может быть полезным учителям-словесникам при работе над темой «Антонимы», а также при составлении факультативного курса по русскому языку, связанного с изучением лексики.
Структура. Настоящая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК В УПОТРЕБЛЕНИИ АНТОНИМОВ В ЗАДАНИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Ошибка учащегося как важная педагогическая проблема
В какую бы эпоху ни получал образование ребенок, учение не давалось легко. Постижение социального опыта – процесс трудоемкий, длительный, сопровождаемый волевыми усилиями. Несмотря на старание, неизбежны ошибки. Как следует из содержания «Глоссария методических терминов и понятий: русский язык и литература», составленного Е.Р. Ядровской и А.И. Дуневой, слово «ошибка» в русском языке встречается с XV – XVI века. Его семантика такова: «оказаться на отшибе, быть отставшим или отстраненным, лишенным чего-либо» [5, с. 53]. Причина возникновения ошибок в речи заключается в том, что «ученики не знают или не усвоили традиций, условий и особенностей применения слов», находящихся в пассивном запасе [5, с. 53].
Уже на стадии общинно-родового строя для передачи знаний «использовалось повторение и запоминание», наставники относились сурово к неудачам подопечных, поэтому «за ошибки наказывали» [7, с. 9]. Согласно археологическим раскопкам уже в эллинистическую эпоху заботились о том, чтобы ученик получал опыт путем многократных упражнений. Школьники должны были записывать на восковых дощечках назидательные тексты Гесиода «Труды и дни». Старание оценивалось: «На табличк
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Агабекова Э.А. Формирование представлений о синонимах и антонимах как универсальных лексикологических категориях у обучающихся пятого класса // Лучшая студенческая статья 2017: сб. статей IX Международного научно-практического конкурса. – Пенза, 2017. – с. 12-123.
2) Антонова Е.А. Вопросы изучения антонимов в школе // Электронный научный журнал. – 2016. № 3 (6). – с. 235-240.
3) Артёшина Л.В. Проблема изучения антонимов в функционально-семантическом аспекте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Серия: Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. – 2008. № 1. – с. 16-20.
4) Вохмина Ю.С. Личностно ориентированные формы работы над ошибками на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы // Педагогическое образование в России. – 2015. № 4. – с. 77-83.
5) Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / Под общей ред. Е.Р. Ядровской, А.И. Дунева. – СПб.: Свое издательство, 2015. – 306 с.
6) Голуб И.Б. Литературное редактирование: учеб. пособие. – М.: Логос, 2010. – 432 с.
7) История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособ. для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. А.И. Пискунова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2007. – 490 с.
8) Крылова М.Н. Использование в речи лексических антонимов: удачи и неудачи // Перспективы науки и образования. – 2014. №5(11). – с. 140-144.
9) Латышина, Д.И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 314 с.
10) Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студ. вузов. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
11) Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
12) Наумчик В.Н. Ошибки как педагогический феномен // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: сб. трудов науч.-практ. конф. – Минск, 2017. – с. 59-70.
13) Петраш И.А. Использование словарей фразеологизмов, синонимов, антонимов, иностранных слов в школьной практике // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: сб. науч.-практ. конф. – Астана, 2016. – с. 71-75.
14) Русский язык: Теоретическое описание: учебное пособие / Под ред. А.А. Курулёнка, Е.Д. Черневой. – Куйбышев: Барабинская типография, 2012. – 191 с.
15) Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2012. – 510 с.
16) Сафин А.М. Ошибка как социальный феномен: автореф. дисс. … канд. соц. наук. – Казань, 2014. – 22 с.
17) Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1550. – Дата обращения: 03.06.2018.
18) Теория и методика обучения русскому языку: учебно-методический комплекс; авт.-сост. Н.А. Артёменко. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 284 с.